Галерея «Виктория» совместно с Государственной Третьяковской галереей представляют выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией».
Выставка, впервые показанная в стенах Новой Третьяковки на Крымском Валу в 2015 году, была специально адаптирована для пространства самарской галереи.
Гиперреализм (или фотореализм) – направление в европейском и американском искусстве, которое формировалось с середины 1960-х годов как реакция на поп-арт и минимализм. В качестве основы для создания новых «реалистических» произведений художники использовали фотографию. С развитием медиа, экранных технологий и распространением массовой печатной продукции эстетика фотоизображений подменяла так называемое натурное восприятие и стала своего рода «второй натурой».
Гиперреализм – это не простая имитация фотографии. Художник при всём желании не сможет имитировать фотообъектив, хотя бы потому, что он наделён бинокулярным зрением. И произведения гиперреалистов – результат длительной работы по совмещению различных техник и практик видения. Можно сказать, что в режиме гиперреализма осуществляется диалог индивидуального и коллективного восприятия.
В СССР первые работы, адекватные стилистике гиперреализма, появились в начале 1970-х годов, и некоторые американские образцы можно было увидеть в 1976 году на выставке «200 лет американского искусства» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. В качестве интернационального стиля гиперреализм связывал не только Восток и Запад — он объединял представителей разных республик Советского Союза: художников российского, эстонского, украинского, армянского происхождения.
В политическом контексте 1970-1980-х годов советский гиперреализм утвердился как стиль «холодной войны», которая не только расшатывала чувство реальности, но заставляла усомниться в самом ее существовании. Тем более что реальность «холодной войны» осознавалась сквозь призму масс-медиа.
Тема гиперреализма остаётся актуальной, поскольку на протяжении последних двадцати лет «вторая» виртуальная реальность постепенно вытеснила «первую», и сейчас интересен тот период и те условия, когда «вторая» реальность только зарождалась, и никто не осознавал её в качестве естественной среды обитания. На выставке гиперреализма зрители получат возможность протестировать своё чувство реальности.
На выставке будут показаны 19 живописных произведений из собрания Государственной Третьяковской галереи — картины Сергея Шерстюка, Сергея Базилева, Семена Файбисовича, Александра Петрова, Александра Волкова, Сергея Шаблавина, Эдуарда Гороховского, Олега Васильева, Георгия Кичигина, Сергея Овсепяна, Рейна Таммика, Майи-Норы Табака, Пранаса Грюшиса и Айли Винт. Все они в своих практиках использовали фотографию в качестве «натуры».
Также зрители смогут увидеть оригинальные рабочие кадры из фильма «Полигон» (1977) режиссера Анатолия Петрова и художника-постановщика Галины Бариновой, фрагменты анимационных фильмов и слайд-шоу под музыку группы Pink Floyd, сделанные на основе фотоматериалов из личного архива Сергея Геты.
На открытии будут присутствовать кураторы выставки Кирилл Светляков и Юлия Воротынцева.
В рамках выставки приглашаем 20 сентября в 19:00 на лекцию Кирилла Светлякова «Гиперреализм и другие эстетические режимы современности».