Галерея «Виктория» и Государственная Третьяковская галерея в рамках совместного проекта «Новые «реализмы», посвященного советскому искусству 1920-30-х годов, представляет выставку «Художники у станка. Искусство после революции».
Сергей Баландин, куратор выставки: «Выставка посвящена исканиям советских художников первого десятилетия советской власти, когда перед искусством стояла проблема самоопределения, идентификации себя как пролетарского.
Основу экспозиции составляет живопись художников круга «Общества станковистов» (ОСТ) и предшествующих ему групп проекционистов, конкретивистов и других (А.Дейнека, К.Редько, Н.Лучишкин, А.Лабас, А.Тышлер, С.Никритин и др.). С ними соседствуют реплики самонапряженных скульптур конструктивиста Карла Иогансона, изготовленные в рамках образовательной программы галереи «Виктория». Это сопоставление плоскостных и объемных произведений создает условие для домысливания зрителем широкого диапазона формальных исканий художников 1920-х; отсылает к знаковой «1-й Дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства» 1924 года, на которой сошлись конструктивисты и станковисты; а также демонстрирует общую для того времени установку на «монтаж», «конструирование» художественных образов.
Круг ОСТа выбран как наиболее плодотворное и значимое объединение художников, в чьих работах совмещались современные живописные тенденции, такие как, например, осмысление фото- и киноприемов, обращение к актуальной общественной и научной повестке и высокий уровень теоретизирования. Работа этих художников является ярким примером творческой лаборатории, что не раз отмечалось еще их современниками.
Говоря просто, «Художники у станка» — это выставка молодого искусства тех лет. И это важно для нас, поскольку этим проектом мы бы хотели поговорить о ситуации в искусстве сейчас, в XXI веке, когда живопись, особенно в регионах, больше не вызывает ажиотажа, когда в художественной среде вновь остро ставятся вопросы об общественной роли культуры, и об отношениях искусства и политического дискурса. На этом фоне мы хотим обратиться к той точке, где живопись соединила формальные поиски авангарда с социально-политической ответственностью искусства, где она нашла оправдание своему существованию в новом обществе.
Для нас важно перекинуть мост из прошлого в настоящее, создать ситуацию поиска и спровоцировать дискуссию о необходимости нового искусства, о сходствах и различиях двух времен на пороге 2020-х».
На выставке будут представлены произведения из коллекции Государственной Третьяковской галереи, в том числе из основной экспозиции, такие как «Первый советский дирижабль» Александра Лабаса, «Милиционер» Константина Вялова.
Художники: Петр Вильямс, Константин Вялов, Борис Голополосов, Андрей Гончаров, Александр Дейнека, Николай Денисовский, Ефросинья Ермилова-Платова, Екатерина Зернова, Иван Кудряшев, Александр Лабас, Сергей Лучишкин, Соломон Никритин, Климент Редько, Александр Тышлер.