Коллективная выставка уральских художников «Приручая Пустоту. 50 лет современного искусства Урала» создана показать срез актуальных произведений в период с конца 60-х годов прошлого столетия по настоящее время. Мы не ставили себе задачу сделать академическое исследование заявленного периода – это скорее попытка интуитивной генеалогии уральского искусства, история самоощущения и саморефлексии художников- участников процесса. Нас интересует само возникновение питательной среды для появления искусства, существование взаимодействий, преемственности, влияний на конкретные личности внутри этой среды. Всё это, конечно, неотделимо от общественно политических событий выбранного историко-культурного периода.
Выставка разбита на три хронологических блока: 1960–1980, 1980–2000, 2000 – настоящее время. Важная составляющая проекта – включение работ в исторический контекст жизни Урала: от изменений в архитектуре городов и политических изменений до появления культурных и социальных феноменов. Так, например, отправная точка исследования – 1967 год – совпала с рождением миллионного жителя Свердловска, а нынешний 2017 год – это год, когда, по официальным данным, численность населения Екатеринбурга превысила полтора миллиона человек.
За формальную точку отсчёта современного искусства на Урале, мы взяли произведение Валерия Дьяченко «Чье это облако?» (1967), которое, по мнению исследователя свердловского неофициаль-ного искусства Татьяны Жумати, «может быть названо одним из первых произведений советского концептуализма, появившимся задолго до образцов «московской школы»». Одна из главных задач выставки – исследование специфики Уральского региона, попытка выразить его особость и уникальность. Хочется верить, что выставка станет важным этапом в процессе осмысления и каталогизации местной истории искусства и процессов художественной жизни Урала за истекшее пятидесятилетие.