Афиша событий современного искусства Самары
1 актуальных событий

Мечты и грезы

Проект «Архипелаг грез» в Самаре

Групповая выставка «Архипелаг грез», ранее показанная в Казани, переехала в ноябре в Самару. Хотя экспозиция, как и прежде, состоит из проектов-«островов», воспроизводящих метафору архипелага, самарский зритель увидел уже немного другую выставку. Там не только изменилось расположение работ, но и добавились новые авторы из Самары: Анастасия Деревякина (живопись), Алексей Журавлев (живопись, объект) и группа spdplf (масштабная инсталляция). Весной будущего года «Архипелаг грез» планируют отвезти в Екатеринбург, где состав участников также несколько изменится, поскольку появятся уральские художники.

Выставка «Архипелаг грез» заимствует название у цикла произведений британского писателя Кристофера Приста. Автор начал его в конце 1970-х и все еще не завершил. В этом вымышленном мире более двух тысяч островов сохраняют нейтралитет в бесконечном вялотекущем конфликте между двумя сверхдержавами северного материка. Каждый остров — со своей культурой и историей, диалектом или языком, государственным устройством и ожившими легендами. Здесь люди с материка заново переоткрывают себя. Выставка вовсе не предполагает создания иллюстраций к произведениям писателя. Напротив, куратор Сергей Гуськов предложил художникам вдохновиться самим приемом — установить среди морских просторов остров и населить его своим воображением.

Сначала проект был представлен в казанском центре «Смена», где экспозиция условно была поделена на несколько зон: уголок времени (Максим Новиков и Игорь Поносов), стенка «тактильного» искусства от Саши Шардак через Рамина Нафикова к Диане Капизовой и уголок смерти (Людмила Баронина и Серафима Сажина). «Максим Ксута стоит особняком, у него концентрированная пространственная история из четырех работ, которые, как мне кажется, удалось успешно объединить», — говорил ранее в интервью ArtTube Сергей Гуськов. В самарской ЗИМ-галерее драматургия экспозиции не изменилась, но вид ее иной. «В Казани у нас был зал, с деревянными стенами, полом и потолком и, что особенно важно, без внутренних перегородок, — поясняет Сергей Гуськов. — В Самаре же пространство полностью бетонное (за исключением огромного фасадного остекления), со стенками, которые делят его на небольшие комнаты-секции. Цвет и фактура основного материала помещения и специфическое зонирование заставили сильно поменять расположение работ относительно друг друга». Кроме того, работы Людмилы Барониной, которая была в первом выпуске проекта в Казани, нет, а объект Артура Голякова сильно изменился.

«Архипелаг грез» в целом довольно необычный проект для регионов. Чаще всего в рамках такого рода привозных выставок, которыми занимаются московские кураторы, показывают художников из Москвы и Санкт-Петербурга, а вот местных авторов до участия не допускают. Здесь же Сергей Гуськов сразу пошел по другому пути. Сначала добавил авторов из Казани, затем — при переезде выставки в Самару — и представителей местной самарской художественной сцены (при этом казанские художники остались). По его словам, одна из задач проекта — создать пространство для коммуникации и объединения художников, поэтому отбирались авторы, которые не представляли бы один круг общения и делали бы разное искусство. Не всех из них он при этом знал. В Казани Сергей Гуськов обнаружил живопись Рамина Нафикова. Художнику 56 лет, он из Казани, но еще с 1990-х живет половину времени в Риге. На выставке представлены два его холста из новой экспериментальной серии, в рамках которой автор исследует возможности формы, техники и цвета в живописи.

«Привезенные из Казани картины Рамина Нафикова теперь непосредственно взаимодействуют с живописной серией самарской художницы Анастасии Деревякиной, — отмечает Сергей Гуськов. — Если у первого показаны плавающие отношения — сменяющие друг друга хождения и различия — между абстрактным и фигуративным изображением, то у последней запечатлен парадоксальный новый мир, со своими островами, внутри, даже можно сказать, в глубине нас». Еще один самарский автор Алексей Журавлев представил работу под названием «Слезы», состоящую, как он описывает, из кармических скульптур и живописного холста. Она так же напоминает некий фантазийный мир-остров: деревянная конструкция, где в центре большой яркий холст с изображением умершего единорога, а рядом — пришвартованная веревкой лодка, наполненная символическими внутренностями погибшего мифического создания. Лейтмотивом для проекта стал текст композиции Unicornis Captivatur, который является частью сборника средневековых песнопений под названием «Кодекс Энгельберга». «Это одно из многих произведений, где спасителя отождествляют с единорогом, — говорит художник. — Как мне кажется представить идеальный мир без жертвы в нашей культуре уже довольно сложно».

Самарская группа spdplf (Илья Борзунов, Дарья Каракулова, Анастасия Тихомирова) создала инсталляцию «Треугольник печали», отсылающую к одноименному сатирическому фильму Рубена Эстлунда, а также к труду «Геометрия скорби» Майкла Фрейма. «Мы работаем с чувством утраты и проваливанием в бесконечное самоподобие, — объясняют авторы. — Наша работа фрактальна, и чем больше в нее всматриваешься, тем более ощущаешь пугающе стерильную пустоту».

С некоторыми объектами, представленными на выставке, можно взаимодействовать, что усиливает погружение зрителя в миры-острова, созданные художниками. Так Алексей Корси решил показать в работе «Аркадия» фантастическую историю, которая ему приснилась. Это круглый стол с микрофонами для парламентского обсуждения, только в этом парламенте под флагами стран всего мира заседают вовсе не люди, а птицы: надев наушники, можно услышать птичьи дебаты, рассуждения, отрицания, дискуссии на повышенных тонах. Участники художественного объединения «ХО ГУЙ» Егор Ефремов и Мария Плаксина создали большую глиняную корову, которая парит в воздухе, а рядом резвятся телята. Если нажать на рукомойник в вымени коровы, в зеркальный резервуар звонкими каплями начинает литься вода. Чтобы открыть и прочитать книгу Серафимы Сажиной из инсталляции «kalma» нужно надеть специальную перчатку.

В будущем году «Архипелаг грез» планируют показать в Екатеринбурге. «Проект изначально задумывался как выставка, которая переезжает из города в город, а состав участников все время немного изменяется, — подчеркивает Сергей Гуськов. — По поводу Екатеринбурга мы на стадии переговоров. Пока без подробностей. Если все будет удачно, то, конечно же, привлечем уральских художников. Я уже активно думаю об этом».

Текст: Евгения Зубченко
Фотографии: Максим Бубнов