Афиша событий современного искусства Самары
1 актуальных событий

Искусство на окраине

Самоорганизации сегодня: квартирная галерея ОССИ «МИ»

В 2022 году супруги Снежана и Илья Михеевы перекрасили одну из комнат в своей квартире, расположенной на улице Ташкентской в Самаре, в черный цвет и открыли выставочное пространство — ОССИ «МИ». «МИ» это первые две буквы фамилии супругов, а «ОССИ» расшифровывается как «окраина самарского современного искусства». Что за художники выставляются в этой галерее, каким образом туда добираются зрители, а также как удается финансировать проекты без привлечения институций — обо всем этом мы поговорили в интервью со Снежаной и Ильей.

Как появилась идея открыть подобное пространство? И почему именно в собственной квартире?

Снежана и Илья Михеевы: Летом 2021 года у арт-группы «И», в которую мы входили, прошла перформативная выставка «Проект ДАП» в галерее «Виктория», и во время нее мы много думали, что хотим сами делать проекты и жить полноценной художественной жизнью. Как раз из комнаты съехала наша подруга и появилось свободное пространство. После появления идеи нового проекта, исходя из того, что независимых пространств на тот момент не было, мы решили перекрасить и использовать одну комнату для реализации выставки. В итоге открыли первую выставку из работ четырех поэтов. Центральной темой была переработка текстоцентрического поэтического в другие формы репрезентации, более визуальные. Выбор квартиры — это жест нахождения на окраине города, в некотором роде он обусловлен анархическим желанием отмежевания от центра и автономной, вне институциональной работы. Но при этом есть некоторая проблема смешения личного и публичного: из-за нахождения в квартире дистанция со зрителем очень сокращается, хотя, может быть, это и хорошо.

Был ли у вас ранее подобный опыт или это ваше первое самоорганизованное пространство?

Снежана и Илья Михеевы: У нас был опыт нахождения в поэтическом объединении, которое после развалилось. Опыта работы с пространством было мало, поэтому первое полугодие стало экспериментальным и безумным: приходилось быстро искать художников, что-то делать и придумывать на ходу. Уже в июне 2022-го мы разработали примерный план и календарь выставок, поэтому теперь находимся в более спокойном режиме работы. Сейчас мы практически всегда знаем, что будем делать ближайшие несколько месяцев.

Традиционно стены галерей белого цвета, но вы выбрали черный цвет. Чем вы руководствовались?

Снежана и Илья Михеевы: Цвет был выбран случайно и ситуативно.

Вы располагаетесь по адресу Ташкентская улица, д. 248. Я прочитала, что это окраина города. Не возникает ли проблем у зрителей с тем, чтобы добираться до вас? Не было идей открыть пространство ближе к центру города?

Снежана и Илья Михеевы: На самом деле ехать до нас не так долго, за 40–60 минут можно добраться с другого конца города. Проблемы
возникают, наверное, но они обусловлены привычками телесных перемещений по карте меж трех улиц и гедонистическими характеристиками распорядка дня в нашем городе. Как-то один из важных участников художественного процесса заявил, что можно репрезентировать «самарскую культуру» через бутылку жигулевского пива и сушеную воблу. В нашем случае появляется необходимость некоторого преодоления. При этом мысли о переезде и каких-то изменениях в самом пространстве всегда были, что логично.

Каких художников вы приглашаете делать проекты?

Снежана и Илья Михеевы: Если говорить о совместном производстве, то приглашаем тех, кто близок в плане художественного метода и политических взглядов. Хотя бывает — если кто-то зацепил визуально или, как нам кажется, готов к проектной работе, то тоже приглашаем и зовем. Если посмотреть на последние несколько выставок, а также на те, что запланированы, то они максимально различаются в плане языка. В этом смысле, нам нравится идея создания дискурсивной площадки, на которой происходят столкновения и конфликты. Для примера, в конце июля приезжал художник Саша Шутенков, работающий с темами постчеловеческого и посткапитализма, которые подкреплены теоретически акселерационизмом (ряд идей в критической и социальной теории. — Прим. ред.). Он показал свои видео-работы и реализовал совершенно дикий перформанс на границах расширенного кино и венского акционизма, который, казалось бы, сейчас невозможен. Сейчас в августе открыта нонспектакулярная выставка-поиск Кирилла Ермолина-Луговского (участника арт-группы «ПНИ»), которую мы вместе готовили с января. После будет транзитивная выставка Ильи Борзунова (участника объединения «spdplf»). Совсем недавно один наш хороший знакомый художник зонтично описал нашу практику: «Очередная левацкая ху…та». Можем так и зафиксировать его слова, добавив противоречия в наши предыдущие слова про разнообразие языка и подходов в выставках на площадке.

Где вы находите средства на реализацию проектов? Вы подаете на гранты или полностью сами все финансируете?

Снежана и Илья Михеевы: Самофинансирование. Выделяем деньги с зарплаты с основной работы, которая никак не пересекается с художественными практиками. При этом был случайный (изначально незапланированный) совместный опыт работы в прошлом году с институцией в виде создания двойной выставки, на которую они выделили небольшой грант. В плане коммуникативном вышло очень странно, хотя эти две выставки получились удачными.

Не мешает ли вашим собственным художественным практикам деятельность, связанная с пространством?

Снежана и Илья Михеевы: Сложно сказать. С одной стороны, это как бы расширенная деятельность, которая помогает и в наших художественных практиках, но времени с таким плотным графиком на них не хватает, да. Успеваем только придумать и сделать несколько работ за год.

Можете ли вы назвать какие-то этапные, знаковые проекты, реализованные в ОССИ «МИ»? Или те, что вам особенно запомнились или полюбились?

Снежана и Илья Михеевы: Вспомнили проект ХЗ «Старуха», который был очень идеологически цельным и недолгим по продолжительности. А так не хочется что-либо выделять. Это, наверное, было бы не очень уместным по отношению к художникам, с которыми мы работали.

А расскажите про проект ХЗ «Старуха». Как я понимаю, это тоже было отдельное пространство, где проходили выставки.

Снежана и Илья Михеевы: Возвращаясь к теме наших личных художественных практик, в том году у нас появилась идея не выставки или работы, а пространства. Так и появилась «Старуха» — белый куб размером 7 квадратных метров, располагавшийся в подвале странного кластера в одном из отдаленных районов города. Там около 10 комнат, в которых производят сало, ключи, разводят раков, записывают рэп и т.д. Вход в этот кластер был через пивной магазин «Жигулевское». Сама концепция заключалась в реактуализации социального статуса художника, находящегося вне рыночной системы, и последующем акценте на использованном -бедном материале или идее и антикураторском подходе и производстве, в котором не отбираются работы/проекты, а выставляется все, что захотел художник. У нас был опен-колл без временных рамок, через него можно было подать заявку. После включались мы, выставляли работу и распечатывали текст А4 с описанием работы, согласно указаниям художника. Первую работу подал Миша Дубровин, который случайно подумал, что мы находимся в Москве, подразумевая свой приезд на монтаж. В итоге получилось показать ряд художников из Самары и других городов. Сейчас эта концепция кажется слегка наивной, но произведенный аффект и сама практика были важнее. Наверное, это был прямо настоящий андеграунд.

Как бы вы описали своего зрителя? Какие люди к вам приходят?

Снежана и Илья Михеевы: В основном — это узкий круг людей, которые занимаются художественным производством или активно им интересуются, и те, кого заинтересовала конкретная выставка.

А есть ли еще какие-то аналогичные вашему пространства в Самаре? Как там обстоят дела с самоорганизованными художественными инициативами?

Снежана и Илья Михеевы: Если говорить про нынешнее время, то есть несколько коммерческих галерей и арт-групп. Было проведено несколько выставок за 2023 год в квартире Ильи Приданцева, сотрудника ЛитМузея. Недавно объединение «НУМЫЖЫ» открыло выставку в галерее «Олег» на квартирной триеннале. Не ясно, правда, будут ли они продолжать там что-то делать. В целом же в Самаре было довольно много примечательных самоорганизованных инициатив. Квартирная галерея художницы Оксаны Стоговой, которая начинала работу еще в нулевых. Недавно там прошла выставка «Красного Кружка» под кураторством Виолетты Гришиной. Инициативы арт-группы «Лаборатория» в виде галереи «Одной работы», а также очень важное место — «XI комнат» в десятых годах, откуда вышли хорошие самарские художники и кураторы того времени. Из недавнего — площадка «Штаб», организованная аут-группой «Муха», в которой были реализованы крутые выставки. Сейчас они, правда, больше сосредоточены на личных художественных практиках.

На ваш взгляд, какую сегодня роль играют самоорганизации? Могут ли они стать альтернативой галереям?

Снежана и Илья Михеевы: Нам кажется, что они играют важную роль и являются альтернативой. Вопрос, скорее, стоит в целях. Не всегда самоорганизация может быть преимущественной в плане развития личной художественной практики и внедрения в систему, путем встраивания в историю и рынок искусства, хотя она может быть даже выгодным протестным конъюнктурным трамплином. При этом зачастую выставки на маленьких площадках с небольшим бюджетом выглядят интереснее, чем институциональные блокбастеры. Нам близка идея дискурсивной площадки, которая построена на идее производства микросообщества и микрополитической субъектности, где искусство используется скорее как средство. В этом смысле галерея «Электрозавод» в Москве — хороший и важный пример, который вдохновляет и кажется порой невозможным.

Расскажите, пожалуйста, о ближайших планах и событиях, которые ожидаются в ОССИ «МИ».

Снежана и Илья Михеевы: Сольный проект Ильи Борзунова в сентябре с рабочим названием «transitife sarcasm», синтетический проект Ирки Солзы в октябре в жанре бюрократического хоррора. Думаем над приемами и средствами производства в собственном проекте, где осмысляются произведенные аффекты революционных/ консервативных событий и поворотов на человека через след и тело. Другие вещи пока под вопросом, но мы всегда открыты для диалога и новых знакомств.

Интервью: Евгения Зубченко
Фотографии: архив ОССИ «МИ»